Рыбакова
Мария Александровна
ГКПП д/с «Шаңырақ»
Акмолинская область, Жаркаинский район,
город Державинск
Педагогические возможности сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.
(из опыта работы)
«Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» писал
В.А.Сухомлинский.
Современная система дошкольного образования
находится в состоянии обновления и развития.
Новый Государственный стандарт подчёркивает, что основу образовательной деятельности в
дошкольной организации определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребёнок как субъект
педагогического процесса. Постепенно
усложняющиеся задачи игровой
деятельности позволят ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно,
развивая свои творческие способности, а игра, являясь развлечением, отдыхом,
способна перерасти в обучение, творчество, моделирование человеческих
отношений, их проявлений в различных сферах жизни.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для
детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем,
что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы,
подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической
продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Вместе с тем в педагогической литературе
неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает
должного уровня. Как любая деятельность,
игра не возникает стихийно, а формируется
взрослыми. В этом им помогает воспитатель. Поэтому проблема овладения
воспитателем технологией организации детской игры является чрезвычайно
актуальной.
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный
период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя
психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь
проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в
воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с
взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и
развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в
сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли
взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях
воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра не требует от ребенка реального,
ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок
может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще
не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных
кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой»
профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в
действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать»
заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и
т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир
дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
В современных психолого-педагогических исследованиях
показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не
возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые
уже владеют ею — «умеют играть».
Сюжетная игра, независимо от темы в своем наиболее
простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в
более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще
более сложном – как последовательность разнообразных событий.
На основе многочисленных исследований установлено, что
ребёнок в 3-5 лет должен уметь принимать и последовательно менять игровые роли,
реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое
взаимодействие с партнером-сверстником. Становясь старше, он должен уметь
развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их
согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров-сверстников, реализовывать
сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
От воспитателя в определенной мере зависит не только
моделирование процесса воспитания, но и его творческая позиция в проведении
игры, так как именно воспитатель подбирает средства воздействия на ребенка.
Поэтому главным в педагогической деятельности является изменение характера
взаимодействия взрослого и ребенка. Взрослый должен занять позицию не
пассивного наблюдателя, а активного партнера в игре.
Игра в
детском саду должна организовываться:
Во-первых, как
совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий
партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное
эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы,
гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры,
способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми
способами.
Во-вторых, на всех
возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная
деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства,
свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в
известной мере независимый от взрослых мир детства.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от
организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового
материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей должна быть более гибкой, чем ранее, и
организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми)
непосредственно перед игрой.
Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры
наиболее успешным является использование метода комплексного руководства.
I.
Комплексный методруководства игрой
включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной
деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-развивающей среды;
общение взрослого с детьми в процессе игры.
II.
Обогащение детей знаниями, впечатлениями.Формирование представлений:
наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми
творческих профессий; чтение художественной литературы; рассказ воспитателя;
беседа-рассказ; составление детьми рассказов на определённые темы;
индивидуальные беседы с детьми; инсценировки литературных произведений (по
литературному сюжету, с изменением начала или конца произведения);
игра-фантазия; этическая беседа.
III. Методы,
способствующие становлению и развитию творческой деятельности: предложение; напоминание; совет; подбор игрового
материала; беседа-разговор по поводу замысла игры; поручения; вопросы;
разъяснения; использование иллюстрированного материала; изготовление элементов
костюма; совместное выполнение с детьми; участие воспитателя в игре (игра с
одним ребёнком, выполнение ведущей или второстепенной роли).
IV. Обучение
конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек: рассматривание образца; показ приёмов
конструирования; использование схем, рисунков, фотографий, таблиц, моделей;
использование тематических заданий; подбор материала для обыгрывания построек;
обучение умению делать игрушки из бумаги,
Для формирования игровых умений можно строить игру
таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу
ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ
построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют
новый способ в «чистом» виде в совместной игре с взрослым, а затем переносят
его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием
На этапе формирования условных игровых действий
взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные»
сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект
сюжета для детей.
На этапе формирования ролевого поведения опорой для
воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных
персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного
персонажа с другими, введение новых персонажей.
На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры
воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные»
сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых
событийных рядов.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании
условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны
взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры
(индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в
детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». В целом, в
педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно
связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе
которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в
которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия
для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых
умений.
Таким образом, делаем вывод, что польза сюжетно-ролевой игры заключается в
следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная
направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.