"Ақмола облысы білім басқармасынының Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Державин қаласының "Шаңырық" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорнының
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли- сад "Шаңырақ" города Державинск при отделе образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Годовой отчет педпгога-психолога

26.05.2017

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический

отчет о работе

 

за

2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационная справка об учреждении образования:

количе­ство детей в ДОУ - ;

количество (групп) – ;

 цель  ДОУ:

1) Воспитывать потребность ребёнка в

здоровом образе жизни, совершенствовать здоровьезберегающую среду в детском саду.

2) Повышать уровень профессионализма

педагогов для воспитания и образования дошкольников в соответсвии с реализуемой

обновленной ГОСО.

2. Информационная справка о

психологической службе образова­тельного учреждения:

- когда организована служба (или с какого

года работает педагог-психолог) – 3 года;

- стаж работы психолога общий и в

данном ОУ – общий пед.стаж 30 лет, в должности 3 года;

- цель и задачи деятельности

психолога или психологической служ­бы (должны соотноситься с целями и задачами

   ДОУ);

Цель

психологической работы: создание условий для сохранения и укрепления психологического

здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ГОСО.

Задачи:

·       

создавать

благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания

ребенком каждого возрастного периода;

·       

помогать детям в адаптации к дошкольному

учреждению;

·       

развивать

эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;

·       

в целях

профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для

реализации потребности детей в двигательной активности;

·       

обеспечивать

сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;

·       

изучить и проанализировать индивидуальные

особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего,

гармоничного развития его личности.

·       

способствовать повышению ответственности

родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять

психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских

отношений.

·       

содействовать

повышению психолого–педагогической культуры всех участников

воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

 

 

3. Анализ выполнения поставленных на

год задач деятельности педагога-психолога (психологической службы) по

направлениям деятель­ности с указанием результатов деятельности, возникших затруднений,

проблем (с выходом на задачи следующего года).

Примечание: психодиагностическая

деятельность анализируется по следующей схеме:

> Цель, объект, предмет

исследования

>   Построение гипотезы

>   Выбор

психодиагностических методик

>   Разработчик, диагност

>   Представление

результатов исследования

>   Анализ полученных

данных

>   Выводы и

рекомендации

 

Направление работы «Диагностическое»

Цели:

  

1. Получение

надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и

перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных

результатов развития, обучения и воспитания.

 2.

Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.

3. Изучение индивидуально-личностных

особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.

 4.

Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных

особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.

5. Дифференциальная диагностика детей с особыми

образовательными потребностями для перспективного формирования

коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

1. Помочь педагогам разобраться в собственных

мотивах обучения детей.

2. Выявить уровень актуального и ближайшего

психического развития детей с особыми образовательными потребностями

3. Изучить особенности познавательной

деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе

разработать оптимальную систему подготовки к школе.

4. Определить индивидуальные особенности

психического развития детей (самооценка, уровень притязаний, личностные черты и

качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и

осознанность мотивов. )  

5. Выявление индивидуально-личностных

особенностей педагогов. 

 

Для

этого были проведены такие диагностические мероприятия для педагогов, родителей

и детей:

1.     

Определения

уровня адаптации к детскому саду.

2.     

"Готов

ли ваш ребенок к посещению детского сада"

3.     

Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

4.     

Проведение наблюдений с целью выявления детей,

имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность,

гиперактивность и т.д.)

5.     

Выявление семей «групп риска», сбор данных о

детях и родителях, относящихся к этой категории.

Определение

общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов;

мотивационная готовность к школьному обучению, определение мотивов обучения,

внутренняя позиция школьника, самооценка)

6.     

Определение

стиля внутрисемейных взаимоотношений

7.     

Определение

особенностей психического развития детей

8.     

Изучение психологического климата в коллективе

9.     

Диагностика

актуального уровня развития психических процессов и функций у детей

10. 

Диагностика

удовлетворенности адаптацией

11. 

Изучение

межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного

возраста

12. 

Определение

динамики развития детей за 1 полугодие

13. 

Диагностика

страхов у детей, уровень тревожности

14.  Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

15.  Диагностика

профессионального эмоционального выгорания у педагогов

16.  Изучение

уровня готовности детей  к школьному

обучению. Итоговая диагностика.

17.  Мониторинг

достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО

18.  Диагностическое обследование проблемных детей –

формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому

консилиуму ДОУ) и Обл ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.

19. 

Изучение

удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного

процесса

Использовалась разнообразная форма проведения: Наблюдение,

анкетирование, заполнение листов адаптации, анкетирование,  изучение

медицинских карт, тестирование

 

Направление работы «Коррекционно-развивающее»

Цели

1.

Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного

раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.

2.

Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических

заболеваний.

3.

Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми

образовательными потребностями.

Задачи

1.

Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка  в дошкольном учреждении и его адаптации в

нем.

2.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и

творчество.

3.

Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и

сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать

самого себя и других людей.

4.

Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному

проявлению их в коммуникативной сфере.

5.

Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний

других людей.

6.

Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных

ролей.

7.

Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.

Содержание

работы включало в себя:

1.    

«Психогимнастика

для детей 5-7 лет». Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров

в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического

напряжения, создание возможностей для самовыражения.

2.    

«Психогимнастика».

Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие

лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание

возможностей для самовыражения.

3.    

Психолого-педагогическое

сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной,

эмоционально-волевой, личностной сфер

4.    

«Давай

познакомимся». Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить

всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт,

способствовать психическому и личностному росту детей

5.    

«Приключения

будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при

подготовке к школьному обучению). Профилактика возможных трудностей при

адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой;

формирование позитивной мотивации к обучению

6.    

Коррекционная

работа с застенчивыми и тревожными детьми

7.    

Работа

по развитию и коррекции психических процессов

8.    

Индивидуальная

песочная терапия (решение личностных проблем)

9.    

«Сказочная

подготовка к настоящей школе» Коррекция низкой мотивации к школьному обучению

10.                      

Индивидуальная

работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка.

11.                      

«Я учусь

владеть собой». Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие

психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление

барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

12.                      

Психологическое сопровождение детей в период

адаптации к ДОУ. Работа

по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду

Использовались такие формы проведения как: игровое занятия,  индивидуальные коррекционно-развивающие

занятия, тренинговые занятия, игровые упражнения, чтение и проигрывание сказок,

индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия для детей разного

возраста.

Диагностические

методики, которые использовались для  психологического обследования дошкольников

Диагностируемые параметры

Диагностические методики

Исследование

развития восприятия

- методика

«Разрезные картинки» (3-6 лет);

- методика

«Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);

- методика «Какие

предметы спрятаны в рисунках?»

- методика

«Эталоны» (4-5,5 лет).

Исследование

развития памяти

Методика «Десять

предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти ( 3-5 лет);

Тест «Десять слов»

- диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5

лет);

Тест «Пиктограмма»

- для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).

Исследование

развития мышления

Тест «Нахождение

недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7

лет);

Тест «Перцептивное

моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);

Тест Равена –

уровень интеллектуального развития (4-10 лет);

Тест «Самое

непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет);

Тест «Невербальная

классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет);

Тест

«Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Тест «Исключение

четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Вербальные тесты

«Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» -

исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).

Исследование

креативности

Тест

«Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);

Тест «Назови

картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).

Исследование

уровня готовности к школе

Тест

«Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника;

Тест «Корректурная

проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа

деятельности;

«Тест Бендер» -

исследование зрительно-моторной координации;

«Тест

Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация.

Исследование

межличностных отношений

Метод

«Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со

сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);

Тест «Два домика»

- исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление

симпатий и антипатий (4-7 лет);

Тест «Рисунок

семьи».

Исследование

индивидуальных особенностей и качеств личности

Тест «Оцени себя»

- исследование самооценки детей (7-10 лет);

Тест

«Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет);

«Тест Розенцвейга»

- исследование личности и общения с окружающими;

«Детский

апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).

Исследование

эмоциональной сферы

Графическая

методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее

направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет);

Тест «Страхи в

домиках» – диагностика страхов (с 4 лет);

тест тревожности

(Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).

Исследование

семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)

Анкета на

выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник

Басса-Дарки;

Методика измерения

родительских установок и реакций (PARY).

 

Направление

работы «Организационно-методическое»

Цели

1. Обеспечение психического

здоровья детей и содействие их полноценному и своевремен­ному развитию в

условиях образовательного процесса ДОУ.

2. Формирование психологической

компетенции педагогов, развитие у них профессиональ­ной рефлексии и

эмоциональной устойчивости.

3. Содействие повышению

психологической компетенции родителей в закономерностях разви­тия ребенка, а

также в вопросах обучения и воспитания.

Задачи

1. Познакомить воспитателей и

специалистов с психологическими теориями и исследованиями в области обучения

детей и с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ.

2. Формировать

психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.

3. Создание эмоционального и

психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психо­соматических

заболеваний.

4. Познакомить педагогов с

навыками психологической саморегуляции.

5. Развитие у педагогов

устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для

самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.

6. «Снимать» тревожность

родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к

раннему, школьного типа, обучению.

7. Повышать психологическую

компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.

8.

Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс.

В содержание работы входило:

 

1.     

Разработка диагностических материалов для детей

  младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление

адаптационных   карт)

2.     

Подготовка кабинета к новому учебному году.

3.     

Подготовка диагностического инструментария для

проведения обследований. 

4.     

Посещение

родительских групповых собраний

5.     

Участие

в методических объединениях и совещаниях

6.     

Выступление

на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической

службы в ДОУ»

7.     

Анализ

психолого-педагогической литературы в соответствии ГОСО ДО

8.     

Подготовка   и размещение

информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.   Подготовка

материалов на информационные стенды. Разработка рекомендаций, памяток и

буклетов.   

9.     

Анализ

научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки

развивающих и коррекционных программ

10.  Планирование и анализ

деятельности Заполнение отчетной документации

11. 

Формирование коррекционных групп.

12.  Участие в работе ПМПк

13.  Подготовка к консультационной

работе по проблеме внедрения ГОСО с родителями и педагогами.

14.  Обработка полученных

результатов. Подготовка психологических заключений по результатам диагностики. Подготовка

к индивидуально-групповой работе

15.  Посещение окружных совещаний,

семинаров, лекций. Подготовка публикаций об опыте работы. Участие в  семинарах (СШ 

Островского, Д\с «Колосок») )и курсов повышения квалификации г. Щучинск

с

16. 

Формирование и оптимизация банка методик и

литературы по детской психологии.

17. 

Разработка методических рекомендаций по реализации

эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

с задержкой психического развития

18. 

Разработка методических рекомендаций по

развитию и воспитанию детей с нарушениями речи

19.  Составление годового отчета

20. 

Изучение педагогами индивидуальных особенностей детей,

осуществление индивидуального подхода в образовательной и

коррекционно-развивающей работе. Соблюдение прав ребенка. Обеспечение

эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

21.  Изучение. Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с детьми. Создание

условий для успешного решения проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста

к условиям ДОУ

Формы работы для педагогов 

и родителей были выбраны такие как: сообщение,  доклад,  оперативное совещание,  анкетирование,  анализ диагностики , наблюдение.

Направление работы «Консультативное, просветительское»

Цель

1.     

Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

2.     

Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и

сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и родителей.

3.     

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности

родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.

4.     

Психопросвещение педагогов в научно-практической области

обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи

1.      Познакомить

родителей с различными областями психологических знаний и тем самым

активизировать  и обогатить

психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.

2.      Познакомить

педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными

особенностями развития детей в контексте возрастной, педагогической, детской и

специальной психологии.

3.      Разработать

рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для

родителей и педагогов.

 

Эффективность профессиональной

деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный

год.

С помощью администрации детского

сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране

физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального

благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и

воспитывается 15 детей разного возраста. Психологическим сопровождением были

охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ

свидетельствуют о том, что:

Критерии

Количество семей

Общее количество семей:

Полных

13

Неполных

2

Многодетных

-

Проблемных

-

Опекунство

-

Образовательный уровень родителей:

Высшее

3

Средне-специальное

5

Среднее

9

Неполное среднее

Социальный состав

Служащие

4

Предприниматели

-

Рабочие

5

Неработающие

6

Жилищные условия

Хорошее

15

Удовлетворительные

-

Плохие

-

 

4. Анализ работы педагога-психолога по

запросам субъектов об­разовательного процесса  с указанием причин запроса,

результатами деятельности, воз­никшими проблемами, рекомендациями.

В течение 2016 - 2017 учебного

года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом:

диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая,

организационно-методическая, просветительская.

 

Развивающая работа с детьми

Для

выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под

наблюдением находились дети раннего возраста – 15 человека. В процессе

наблюдения были оформлены адаптационные лист , анализ показал:

- легкая степень адаптации у 79%

детей;

- адаптация средней тяжести у 21 %

детей;

- тяжелая степень адаптации – 0 %

детей.

В

период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам

Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник

«Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась

групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по

программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период

адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у

детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия

проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках

программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й

младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки,

развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к

условиям дошкольного учреждения.

 

Сравнительный анализ адаптации детей

 

Учебный год

Начало учебного года (в %)

легкая

средней тяжести

тяжелая

2014/15

61%

39%

-

2015/16

36,5%

59%

4,5%

2016/17

79%

21%

-

 

В

период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с

детьми  в количестве 15 человек, по

программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения

психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия

проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках

программы было проведено – 22 занятия. При помощи психогимнастики у детей

вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость,

доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи,

различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей,

личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче

выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

В

течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная

работа:

- с повышенной тревожностью – 2

детей;

- с гиперактивными детьми – 2 детей;

- с замкнутыми детьми – 2 ребёнка;

- с агрессивными – 4 ребёнка;

- познавательная сфера –5 детей;

- со страхами – 1 ребёнок;

- по развитию мелкой моторики - 15

детей;

- детско-родительским отношениям – 5

детей.

В

рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие

программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с

детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые

дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О.

Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки –

чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум

по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».

В этом учебном году с декабря в ДОУ

была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней

социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в

воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации

детей к поступлению их в ДОУ.

Для родителей были разработаны

авторские:  Ребёнок поступает в

д\с»,  «Период адаптации», «Как бороться с детской истерикой», «В садик с

радостью», «Ваш малыш плохо кушает»,  «Как научить ребёнка

одеваться?», «Кризис 3 лет или как использовать этот период для развития

самостоятельности»; проведены индивидуальные

консультации.

Работа с родителями.

 «Консультации для родителей детей 4-5 лет

Консультации

для родителей детей 5-6 лет:

Консультации

для родителей детей 5-7 лет:

Оформление

стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам:

·        «Как сделать период

адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?

·        Как вести себя

родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»

·         « Как правильно

хвалить ребенка»

·        «Ребёнок у экрана»

·        «Как родителям помочь

застенчивому ребенку»

·         «Агрессивный

ребёнок»

·        «Возрастные кризисы 3-х

и 7-ми лет»

·        «Скоро в школу»

·       "Отдавать ли

6-ти летнего ребенка в школу?"

Выступление на родительском собрание «На пути к школе»

Занятия для родителей "Мы

вместе!"

(коррекция детско-родительских отношений)

 

Работа

с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада.

Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу

взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках

просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания,

тренинг, семинар-практикум, мастер-класс, консультации.

 

В

течение учебного года с родителями было проведено 8

консультаций по запросу родителей.  Причинами, побудившими родителей обратиться к

специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в

нарушениях «детско-родительских» отношениях.

 

Для

контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено

анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в

2016-2017 учебном году. Результаты анкетирования показали:

- родителей полностью удовлетворяет

работа сотрудников детского сада – 99%;

- оценивают работу детского сада

очень высоко - 89%.

 

Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ

 

Учебный год

Высоко

Удовлетворительно

Не знаю

2014/15

89%

9%

2%

2015/16

90%

6%

4%

2016/17

89%

9%

2%

 

Родителям

нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая

деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей,

подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что

родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит

как семье, так и детскому саду.

 

Работа с воспитателями.

С целью повышения психологической

компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях

развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных

новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы,

тренинги, деловые игры, консультации, беседы.

1.     

Консультирование  воспитателей по результатам диагностического

обследования

2.     

Консультации

с педагогами:  «Профилактика синдрома

эмоционального выгорания», «Организация игровой деятельности на летней прогулке

с учетом полоролевой специфики», «Осуществление индивидуального подхода и

соблюдение прав ребенка», «Аттестация без стресса»

3.     

Профилактика

эмоционального выгорания у педагогов: Занятие №1"Минутки отдыха";

Занятие №2"Один в поле не воин" (сплочение педагогического

коллектива); Занятие №3"Релаксационные упражнения"

 

В течение учебного года с педагогами

было проведено 10 консультации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сводные таблицы по направлениям деятельности или

статистическая справка за уч. год

 

Обобщенный анализ результатов деятельности по направлениям

(числа - количественный анализ,

тематика - содержательная часть, что проведено)

Направления

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Кол-во

Тема

 

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Профилакти­ка

 

15 

Психодиагностическое

обследование всех детей.

Работа

по адаптации детей, поступивших в ДОУ.

Профилактика

детских страхов

5

Работа

с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Работа

по профилактике профессиональных кризисов среди молодых специалистов.

20

 Определение  детско-родительских отношений Занятие

№1,№2,№3

профилактика

детских страхов

Просвещение

111

 

 

 

5

"Аттестация

без стресса" рекомендации

"Как помочь непопулярному ребенку?" -

брошюра

62

Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские

уголки по темам:

«Как

сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?

·Как

вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»

 «

Как правильно хвалить ребенка»

«Ребёнок

у экрана»

 «Как родителям помочь

застенчивому ребенку»

«Агрессивный

ребёнок»

«Возрастные

кризисы 3-х и 7-ми лет»

«Скоро

в школу»

"Отдавать ли 6-ти летнего ребенка в

школу?"

Диагностика

 15

 

Определения уровня адаптации к детскому саду

Диагностика страхов у детей, уровень тревожности

Изучение межличностных отношений и

внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня развития

психических процессов и функций у детей

Определение общей и специальной готовности к

школе

5

Изучение психологического климата в

коллективе

Диагностика профессионального эмоционального

выгорания у педагогов

Изучение межличностных отношений и

внутригрупповых связей

 15

 

 "Готов ли ваш

ребенок к посещению детского сада"

Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений

Диагностика удовлетворенности адаптацией

Изучение удовлетворенности родителей

организацией воспитательно-образовательного процесса

 

Консультирование:

индивидуальное45

0

5

Консультирование  воспитателей по результатам

диагностического обследования

"Аттестация

без стресса"

Реализация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития и с нарушениями речи

Обеспечению

эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в

образовательном процессе ДОУ

15

«Если ваш малыш кусается», 

«Как научить ребёнка одеваться?»

«Детские фантазии»,

«Десять заповедей для родителей»

«Бранные слова»,

"Наказывая, подумай!"

 

Групповое

17

0

5

Общение педагога с

родителями

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Осуществление

индивидуального подхода и соблюдение прав ребенка.        

"Профилактика

синдрома эмоционального выгорания"

"Как помочь

непопулярному ребенку?"

Организация

игровой деятельности на летней прогулке с учетом полоролевой специфики

43

«Беспокойный сон малыша»,

«Ваш лучший помощник-игра»,

«Как справиться с детской истерикой»,

«10 правил воспитания вашего ребёнка», 

«Значение эмоций

для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром»,

«Игры для детей»,

"Детские страхи"

«Ритуалы, которые нравятся детям»,

«В школу – с удовольствием»

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»,

«Кризис 7 лет»,

«Дети, которых не понимают родители»,

«Наказание – за и против», 

«Изящные выражения в детском лексиконе»,

«Если осенью в школу».

Коррекционно-развивающее

15

«Психогимнастика

для детей 5-7 лет»

«Психогимнастика

для детей 4-5 лет»

«Давай

познакомимся»

Коррекция эмоционального мира дошкольника.

«Приключения

будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при

подготовке к школьному обучению)

Профилактика возможных трудностей при адаптации к

школе.

Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными

детьми

Работа по развитию и коррекции психических

процессов

Индивидуальная песочная терапия (решение

личностных проблем)

Коррекция низкой мотивации к школьному обучению

Коррекция агрессивного поведения ребенка.

«Я учусь владеть

собой»

Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций,

развитие психических процессов.

Психологическое

сопровождение детей в период адаптации к ДОУ.

Коррекции

детских страхов "Веселый

страх"

Занятие

№1,№2, № 3

5

Общение педагога с родителями

Профилактика

эмоционального выгорания у педагогов "Минутки отдыха"

Занятие №1

"Один в поле

не воин" (сплочение педагогического коллектива)

Профилактика

эмоционального выгорания у педагогов "Релаксационные

упражнения"

Занятие №2, №3

15

"Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений)

Занятие №1,№2,№3

Коррекции

детских страхов "Веселый

страх"

Занятие №1,№2,№ 3


Обобщенный анализ консультативного приема

(Указать количество консультаций для

данных категорий обра­щающихся)

 

Всего

обратившихся

Учебные

проблемы

Семей­ные

проблемы

Поведенческие

проблемы

Другое

Дети

 

 

 

 

Педагоги

 3

 -

 -

 -

Родители

 8

 3

 5

 -

Админист­рация

 1

 -

 -

 -

Итого

 19

 3

 8

 5

 

Анализ коррекционно-развивающей работы.

 

 

Вид

работы

 

Формы

работы

 

Название

програм­мы,

автор

Цель за­нятий

 

Возраст

участников

 

 1

 

 

 «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет

в период адап­тации к дошкольному учреждению» 

 Индивидуальные

 15

занятий, 10-20 мин., 2-3 раза в неделю, можно проводить в течение года,

(автор рекомендует повторять каждое занятие по 3-4 раза).

 Роньжина

А.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап­тации к дошкольному

учреждению.- М.:Книголюб, 2003.- 72 с.


 Цель

занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения.

2-4

года,

 

2

«Давайте

жить дружно!»

Эмоционально–коммуникативная сфера. Адаптация детей в группе

7

занятий, 

1-2 раза в неделю, 

30-40 минут, 10-15 человек, в начале учебного года.

Крюкова

С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.:

Генезис, 1999.



Основная

цель – через

создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному

росту ребенка, помогая ему адаптироваться к условиям ДОУ.

4-6

лет, 


 

3

 «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и

радуюсь…»

Работа с «предметными чувствами», эмоциями, переживаниями;



17 занятий, 


30-40 минут, 


10-15 человек

Крюкова

С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.:

Генезис, 1999.


Основная

цель –

ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить

определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать

ему словесное наименование.

4-6

лет, 

4

«Здравствуйте,

я сам!»

3 части

Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы. Тренинговая программа.

35

занятий (30-40 мин),

1-2 раза в неделю,

1 ч.( 8 зан.) «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это

можно есть , то, конечно, скушаю», 

2 ч. (10 зан.) « Моя первая ступенька в телесный мир»

3 ч. (17 зан). «Здравствуй, я сам!»

Крюкова

С.В. «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. –

М.: Генезис, 2007. с. – 111с.


Развивать

восприятие детей, их способность к формированию точных и полных образов,

обучая их различным способам обследования окружающего мира;

3-6

лет.


5


«Я и мой мир»

Программа развития эмоционального мира детей


36 занятий.

Белинская

Е.В.

Сказочные тренинги для дошкольников и младших

школьников.— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 


развитие

эмпатии; дифференцировка слухового восприятия; повышение самооценки; развитие

умения чувствовать партнера; облегчение идентификации ребенка со своим

именем; формирование позитивного отношения ребенка к свое­му «Я»;

5-7

лет,

 

6

Цикл

занятий «Мир эмоций»

эмоционально-волевая сфера

15

занятий, 20-30 мин., 3 блока, 5-8 детей, 1-2 раза в неделю.



Развитие

внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий,

диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. –

Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.


Развитие

внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет:.

Средний

дошкольник

 

7

«Психогимнастика

в детском саду» Е.

Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными

нарушениями»

20

занятий, 30 минут, до 7 детей в группе.

Е.А.

Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.



тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам. формирование у детей моральных

представлений.

коррекция поведения с помощью ролевых игр.

снятие эмоционального напряжения.

4-7

лет,

 

6. Выявленные проблемы из п. 3, 4,

5.   Реальные и идеальные пути решения.

 

Положительными

моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции

психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и

арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые

навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие

самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и

поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила

много интересного материала, а также по проведению родительских собраний в ДОУ,

на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Размещаю свои

консультации на сайте детского сада.

 

Наряду

с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют

результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не

посещали детский сад из-за болезней и пропусков. Некоторые родители не

принимают активное участие в развитии и воспитании своего ребёнка, ссылаясь на

свою занятость.

 

7. Задачи на следующий ученый год и примерный план на следу­ющий

учебный год.

 

Проанализировав результаты своей практической деятельности,

считаю, что в 2017- 2018 учебном году необходимо:

1. Содействовать личностному и

интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития

личности.

2. Создавать отношения в коллективе,

максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ.

3. Повышать уровень психологической

культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 


 

Просмотров: 403


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст