Аналитический
отчет о работе
за
2016-2017 учебный год
1. Информационная справка об учреждении образования:
количество детей в ДОУ - ;
количество (групп) – ;
цель ДОУ:
1) Воспитывать потребность ребёнка в
здоровом образе жизни, совершенствовать здоровьезберегающую среду в детском саду.
2) Повышать уровень профессионализма
педагогов для воспитания и образования дошкольников в соответсвии с реализуемой
обновленной ГОСО.
2. Информационная справка о
психологической службе образовательного учреждения:
- когда организована служба (или с какого
года работает педагог-психолог) – 3 года;
- стаж работы психолога общий и в
данном ОУ – общий пед.стаж 30 лет, в должности 3 года;
- цель и задачи деятельности
психолога или психологической службы (должны соотноситься с целями и задачами
ДОУ);
Цель
психологической работы: создание условий для сохранения и укрепления психологического
здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ГОСО.
Задачи:
·
создавать
благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания
ребенком каждого возрастного периода;
·
помогать детям в адаптации к дошкольному
учреждению;
·
развивать
эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
·
в целях
профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для
реализации потребности детей в двигательной активности;
·
обеспечивать
сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
·
изучить и проанализировать индивидуальные
особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего,
гармоничного развития его личности.
·
способствовать повышению ответственности
родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять
психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских
отношений.
·
содействовать
повышению психолого–педагогической культуры всех участников
воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
3. Анализ выполнения поставленных на
год задач деятельности педагога-психолога (психологической службы) по
направлениям деятельности с указанием результатов деятельности, возникших затруднений,
проблем (с выходом на задачи следующего года).
Примечание: психодиагностическая
деятельность анализируется по следующей схеме:
> Цель, объект, предмет
исследования
> Построение гипотезы
> Выбор
психодиагностических методик
> Разработчик, диагност
> Представление
результатов исследования
> Анализ полученных
данных
> Выводы и
рекомендации
Направление работы «Диагностическое»
Цели:
1. Получение
надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и
перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных
результатов развития, обучения и воспитания.
2.
Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.
3. Изучение индивидуально-личностных
особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.
4.
Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных
особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.
5. Дифференциальная диагностика детей с особыми
образовательными потребностями для перспективного формирования
коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
1. Помочь педагогам разобраться в собственных
мотивах обучения детей.
2. Выявить уровень актуального и ближайшего
психического развития детей с особыми образовательными потребностями
3. Изучить особенности познавательной
деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе
разработать оптимальную систему подготовки к школе.
4. Определить индивидуальные особенности
психического развития детей (самооценка, уровень притязаний, личностные черты и
качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и
осознанность мотивов. )
5. Выявление индивидуально-личностных
особенностей педагогов.
Для
этого были проведены такие диагностические мероприятия для педагогов, родителей
и детей:
1.
Определения
уровня адаптации к детскому саду.
2.
"Готов
ли ваш ребенок к посещению детского сада"
3.
Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.
4.
Проведение наблюдений с целью выявления детей,
имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность,
гиперактивность и т.д.)
5.
Выявление семей «групп риска», сбор данных о
детях и родителях, относящихся к этой категории.
Определение
общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов;
мотивационная готовность к школьному обучению, определение мотивов обучения,
внутренняя позиция школьника, самооценка)
6.
Определение
стиля внутрисемейных взаимоотношений
7.
Определение
особенностей психического развития детей
8.
Изучение психологического климата в коллективе
9.
Диагностика
актуального уровня развития психических процессов и функций у детей
10.
Диагностика
удовлетворенности адаптацией
11.
Изучение
межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного
возраста
12.
Определение
динамики развития детей за 1 полугодие
13.
Диагностика
страхов у детей, уровень тревожности
14. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
15. Диагностика
профессионального эмоционального выгорания у педагогов
16. Изучение
уровня готовности детей к школьному
обучению. Итоговая диагностика.
17. Мониторинг
достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО
18. Диагностическое обследование проблемных детей –
формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому
консилиуму ДОУ) и Обл ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.
19.
Изучение
удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного
процесса
Использовалась разнообразная форма проведения: Наблюдение,
анкетирование, заполнение листов адаптации, анкетирование, изучение
медицинских карт, тестирование
Направление работы «Коррекционно-развивающее»
Цели
1.
Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного
раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.
2.
Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических
заболеваний.
3.
Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми
образовательными потребностями.
Задачи
1.
Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в
нем.
2.
Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и
творчество.
3.
Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и
сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать
самого себя и других людей.
4.
Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному
проявлению их в коммуникативной сфере.
5.
Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний
других людей.
6.
Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных
ролей.
7.
Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Содержание
работы включало в себя:
1.
«Психогимнастика
для детей 5-7 лет». Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров
в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического
напряжения, создание возможностей для самовыражения.
2.
«Психогимнастика».
Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие
лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
3.
Психолого-педагогическое
сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной,
эмоционально-волевой, личностной сфер
4.
«Давай
познакомимся». Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить
всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт,
способствовать психическому и личностному росту детей
5.
«Приключения
будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при
подготовке к школьному обучению). Профилактика возможных трудностей при
адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой;
формирование позитивной мотивации к обучению
6.
Коррекционная
работа с застенчивыми и тревожными детьми
7.
Работа
по развитию и коррекции психических процессов
8.
Индивидуальная
песочная терапия (решение личностных проблем)
9.
«Сказочная
подготовка к настоящей школе» Коррекция низкой мотивации к школьному обучению
10.
Индивидуальная
работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка.
11.
«Я учусь
владеть собой». Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие
психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление
барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
12.
Психологическое сопровождение детей в период
адаптации к ДОУ. Работа
по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду
Использовались такие формы проведения как: игровое занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия, тренинговые занятия, игровые упражнения, чтение и проигрывание сказок,
индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия для детей разного
возраста.
Диагностические
методики, которые использовались для психологического обследования дошкольников
Диагностируемые параметры |
Диагностические методики |
Исследование развития восприятия |
- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет); - методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет); - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - методика «Эталоны» (4-5,5 лет). |
Исследование развития памяти |
Методика «Десять предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти ( 3-5 лет); Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет); Тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет). |
Исследование развития мышления |
Тест «Нахождение недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет); Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет); Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет); Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет); Тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет); Тест «Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет); Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет); Вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет). |
Исследование креативности |
Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет); Тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет). |
Исследование уровня готовности к школе |
Тест «Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника; Тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности; «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации; «Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация. |
Исследование межличностных отношений |
Метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет); Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет); Тест «Рисунок семьи». |
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности |
Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет); Тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет); «Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими; «Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет). |
Исследование эмоциональной сферы |
Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет); Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4 лет); тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет). |
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду) |
Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки; Методика измерения родительских установок и реакций (PARY). |
Направление
работы «Организационно-методическое»
Цели
1. Обеспечение психического
здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному развитию в
условиях образовательного процесса ДОУ.
2. Формирование психологической
компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и
эмоциональной устойчивости.
3. Содействие повышению
психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а
также в вопросах обучения и воспитания.
Задачи
1. Познакомить воспитателей и
специалистов с психологическими теориями и исследованиями в области обучения
детей и с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ.
2. Формировать
психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
3. Создание эмоционального и
психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психосоматических
заболеваний.
4. Познакомить педагогов с
навыками психологической саморегуляции.
5. Развитие у педагогов
устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для
самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.
6. «Снимать» тревожность
родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к
раннему, школьного типа, обучению.
7. Повышать психологическую
компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
8.
Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В содержание работы входило:
1.
Разработка диагностических материалов для детей
младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление
адаптационных карт)
2.
Подготовка кабинета к новому учебному году.
3.
Подготовка диагностического инструментария для
проведения обследований.
4.
Посещение
родительских групповых собраний
5.
Участие
в методических объединениях и совещаниях
6.
Выступление
на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической
службы в ДОУ»
7.
Анализ
психолого-педагогической литературы в соответствии ГОСО ДО
8.
Подготовка и размещение
информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения. Подготовка
материалов на информационные стенды. Разработка рекомендаций, памяток и
буклетов.
9.
Анализ
научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки
развивающих и коррекционных программ
10. Планирование и анализ
деятельности Заполнение отчетной документации
11.
Формирование коррекционных групп.
12. Участие в работе ПМПк
13. Подготовка к консультационной
работе по проблеме внедрения ГОСО с родителями и педагогами.
14. Обработка полученных
результатов. Подготовка психологических заключений по результатам диагностики. Подготовка
к индивидуально-групповой работе
15. Посещение окружных совещаний,
семинаров, лекций. Подготовка публикаций об опыте работы. Участие в семинарах (СШ
Островского, Д\с «Колосок») )и курсов повышения квалификации г. Щучинск
с
16.
Формирование и оптимизация банка методик и
литературы по детской психологии.
17.
Разработка методических рекомендаций по реализации
эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития
18.
Разработка методических рекомендаций по
развитию и воспитанию детей с нарушениями речи
19. Составление годового отчета
20.
Изучение педагогами индивидуальных особенностей детей,
осуществление индивидуального подхода в образовательной и
коррекционно-развивающей работе. Соблюдение прав ребенка. Обеспечение
эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада
21. Изучение. Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с детьми. Создание
условий для успешного решения проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
Формы работы для педагогов
и родителей были выбраны такие как: сообщение, доклад, оперативное совещание, анкетирование, анализ диагностики , наблюдение.
Направление работы «Консультативное, просветительское»
Цель
1.
Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
2.
Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и
сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и родителей.
3.
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.
4.
Психопросвещение педагогов в научно-практической области
обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Познакомить
родителей с различными областями психологических знаний и тем самым
активизировать и обогатить
психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.
2. Познакомить
педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными
особенностями развития детей в контексте возрастной, педагогической, детской и
специальной психологии.
3. Разработать
рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для
родителей и педагогов.
Эффективность профессиональной
деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный
год.
С помощью администрации детского
сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране
физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального
благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
В детском саду обучается и
воспитывается 15 детей разного возраста. Психологическим сопровождением были
охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ
свидетельствуют о том, что:
Критерии |
Количество семей |
Общее количество семей: | |
Полных |
13 |
Неполных |
2 |
Многодетных |
- |
Проблемных |
- |
Опекунство |
- |
Образовательный уровень родителей: | |
Высшее |
3 |
Средне-специальное |
5 |
Среднее |
9 |
Неполное среднее |
|
Социальный состав | |
Служащие |
4 |
Предприниматели |
- |
Рабочие |
5 |
Неработающие |
6 |
Жилищные условия | |
Хорошее |
15 |
Удовлетворительные |
- |
Плохие |
- |
4. Анализ работы педагога-психолога по
запросам субъектов образовательного процесса с указанием причин запроса,
результатами деятельности, возникшими проблемами, рекомендациями.
В течение 2016 - 2017 учебного
года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом:
диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая,
организационно-методическая, просветительская.
Развивающая работа с детьми
Для
выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под
наблюдением находились дети раннего возраста – 15 человека. В процессе
наблюдения были оформлены адаптационные лист , анализ показал:
- легкая степень адаптации у 79%
детей;
- адаптация средней тяжести у 21 %
детей;
- тяжелая степень адаптации – 0 %
детей.
В
период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам
Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник
«Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась
групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по
программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у
детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Занятия
проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках
программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й
младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки,
развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к
условиям дошкольного учреждения.
Сравнительный анализ адаптации детей
Учебный год |
Начало учебного года (в %) | ||
легкая |
средней тяжести |
тяжелая | |
2014/15 |
61% |
39% |
- |
2015/16 |
36,5% |
59% |
4,5% |
2016/17 |
79% |
21% |
- |
В
период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с
детьми в количестве 15 человек, по
программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения
психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Занятия
проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках
программы было проведено – 22 занятия. При помощи психогимнастики у детей
вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость,
доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи,
различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей,
личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче
выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.
В
течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная
работа:
- с повышенной тревожностью – 2
детей;
- с гиперактивными детьми – 2 детей;
- с замкнутыми детьми – 2 ребёнка;
- с агрессивными – 4 ребёнка;
- познавательная сфера –5 детей;
- со страхами – 1 ребёнок;
- по развитию мелкой моторики - 15
детей;
- детско-родительским отношениям – 5
детей.
В
рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие
программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые
дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О.
Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки –
чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум
по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».
В этом учебном году с декабря в ДОУ
была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней
социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в
воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации
детей к поступлению их в ДОУ.
Для родителей были разработаны
авторские: Ребёнок поступает в
д\с», «Период адаптации», «Как бороться с детской истерикой», «В садик с
радостью», «Ваш малыш плохо кушает», «Как научить ребёнка
одеваться?», «Кризис 3 лет или как использовать этот период для развития
самостоятельности»; проведены индивидуальные
консультации.
Работа с родителями.
«Консультации для родителей детей 4-5 лет
Консультации
для родителей детей 5-6 лет:
Консультации
для родителей детей 5-7 лет:
Оформление
стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам:
· «Как сделать период
адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?
· Как вести себя
родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
· « Как правильно
хвалить ребенка»
· «Ребёнок у экрана»
· «Как родителям помочь
застенчивому ребенку»
· «Агрессивный
ребёнок»
· «Возрастные кризисы 3-х
и 7-ми лет»
· «Скоро в школу»
· "Отдавать ли
6-ти летнего ребенка в школу?"
Выступление на родительском собрание «На пути к школе»
Занятия для родителей "Мы
вместе!"
(коррекция детско-родительских отношений)
Работа
с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада.
Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу
взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках
просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания,
тренинг, семинар-практикум, мастер-класс, консультации.
В
течение учебного года с родителями было проведено 8
консультаций по запросу родителей. Причинами, побудившими родителей обратиться к
специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в
нарушениях «детско-родительских» отношениях.
Для
контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено
анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в
2016-2017 учебном году. Результаты анкетирования показали:
- родителей полностью удовлетворяет
работа сотрудников детского сада – 99%;
- оценивают работу детского сада
очень высоко - 89%.
Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ
Учебный год |
Высоко |
Удовлетворительно |
Не знаю |
2014/15 |
89% |
9% |
2% |
2015/16 |
90% |
6% |
4% |
2016/17 |
89% |
9% |
2% |
Родителям
нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая
деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей,
подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что
родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит
как семье, так и детскому саду.
Работа с воспитателями.
С целью повышения психологической
компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях
развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных
новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы,
тренинги, деловые игры, консультации, беседы.
1.
Консультирование воспитателей по результатам диагностического
обследования
2.
Консультации
с педагогами: «Профилактика синдрома
эмоционального выгорания», «Организация игровой деятельности на летней прогулке
с учетом полоролевой специфики», «Осуществление индивидуального подхода и
соблюдение прав ребенка», «Аттестация без стресса»
3.
Профилактика
эмоционального выгорания у педагогов: Занятие №1"Минутки отдыха";
Занятие №2"Один в поле не воин" (сплочение педагогического
коллектива); Занятие №3"Релаксационные упражнения"
В течение учебного года с педагогами
было проведено 10 консультации.
5. Сводные таблицы по направлениям деятельности или
статистическая справка за уч. год
Обобщенный анализ результатов деятельности по направлениям
(числа - количественный анализ,
тематика - содержательная часть, что проведено)
Направления деятельности |
Дети |
Педагоги |
Родители | |||
Кол-во |
Тема
|
Кол-во |
Тема |
Кол-во |
Тема | |
Профилактика |
15 |
Психодиагностическое обследование всех детей. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ. Профилактика детских страхов |
5 |
Работа с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Работа по профилактике профессиональных кризисов среди молодых специалистов. |
20 |
Определение детско-родительских отношений Занятие №1,№2,№3 профилактика детских страхов |
Просвещение 111 |
|
|
5 |
"Аттестация без стресса" рекомендации "Как помочь непопулярному ребенку?" - брошюра |
62 |
Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам: «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? ·Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?» « Как правильно хвалить ребенка» «Ребёнок у экрана» «Как родителям помочь застенчивому ребенку» «Агрессивный ребёнок» «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет» «Скоро в школу» "Отдавать ли 6-ти летнего ребенка в школу?" |
Диагностика |
15
|
Определения уровня адаптации к детскому саду Диагностика страхов у детей, уровень тревожности Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста Диагностика актуального уровня развития психических процессов и функций у детей Определение общей и специальной готовности к школе |
5 |
Изучение психологического климата в коллективе Диагностика профессионального эмоционального выгорания у педагогов Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей |
15
|
"Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада" Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений Диагностика удовлетворенности адаптацией Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного процесса |
Консультирование: индивидуальное45 |
0 |
5 |
Консультирование воспитателей по результатам диагностического обследования "Аттестация без стресса" Реализация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и с нарушениями речи Обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в образовательном процессе ДОУ |
15 |
«Если ваш малыш кусается», «Как научить ребёнка одеваться?» «Детские фантазии», «Десять заповедей для родителей» «Бранные слова», "Наказывая, подумай!" | |
Групповое 17 |
0 |
5 |
Общение педагога с родителями Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Осуществление индивидуального подхода и соблюдение прав ребенка. "Профилактика синдрома эмоционального выгорания" "Как помочь непопулярному ребенку?" Организация игровой деятельности на летней прогулке с учетом полоролевой специфики |
43 |
«Беспокойный сон малыша», «Ваш лучший помощник-игра», «Как справиться с детской истерикой», «10 правил воспитания вашего ребёнка», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром», «Игры для детей», "Детские страхи" «Ритуалы, которые нравятся детям», «В школу – с удовольствием» «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет», «Дети, которых не понимают родители», «Наказание – за и против», «Изящные выражения в детском лексиконе», «Если осенью в школу». | |
Коррекционно-развивающее |
15 |
«Психогимнастика для детей 5-7 лет» «Психогимнастика для детей 4-5 лет» «Давай познакомимся» Коррекция эмоционального мира дошкольника. «Приключения будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению) Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными детьми Работа по развитию и коррекции психических процессов Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем) Коррекция низкой мотивации к школьному обучению Коррекция агрессивного поведения ребенка. «Я учусь владеть собой» Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие психических процессов. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ. Коррекции детских страхов "Веселый страх" Занятие №1,№2, № 3 |
5 |
Общение педагога с родителями Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Минутки отдыха" Занятие №1 "Один в поле не воин" (сплочение педагогического коллектива) Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Релаксационные упражнения" Занятие №2, №3 |
15 |
"Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений) Занятие №1,№2,№3 Коррекции детских страхов "Веселый страх" Занятие №1,№2,№ 3 |
Обобщенный анализ консультативного приема
(Указать количество консультаций для
данных категорий обращающихся)
Всего обратившихся |
Учебные проблемы |
Семейные проблемы |
Поведенческие проблемы |
Другое |
Дети
|
|
|
|
|
Педагоги |
3 |
- |
- |
- |
Родители |
8 |
3 |
5 |
- |
Администрация |
1 |
- |
- |
- |
Итого |
19 |
3 |
8 |
5 |
Анализ коррекционно-развивающей работы.
№
|
Вид работы
|
Формы работы
|
Название программы, автор |
Цель занятий
|
Возраст участников
|
1
|
«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» |
Индивидуальные 15 занятий, 10-20 мин., 2-3 раза в неделю, можно проводить в течение года, (автор рекомендует повторять каждое занятие по 3-4 раза). |
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, 2003.- 72 с.
|
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. |
2-4 года, |
2 |
«Давайте жить дружно!» Эмоционально–коммуникативная сфера. Адаптация детей в группе |
7 занятий, 1-2 раза в неделю, 30-40 минут, 10-15 человек, в начале учебного года. |
Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.
|
Основная цель – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогая ему адаптироваться к условиям ДОУ. |
4-6 лет,
|
3 |
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» Работа с «предметными чувствами», эмоциями, переживаниями; |
17 занятий, 30-40 минут, 10-15 человек |
Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.
|
Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование. |
4-6 лет, |
4 |
«Здравствуйте, я сам!» 3 части Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы. Тренинговая программа. |
35 занятий (30-40 мин), 1-2 раза в неделю, 1 ч.( 8 зан.) «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть , то, конечно, скушаю», 2 ч. (10 зан.) « Моя первая ступенька в телесный мир» 3 ч. (17 зан). «Здравствуй, я сам!» |
Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2007. с. – 111с.
|
Развивать восприятие детей, их способность к формированию точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира; |
3-6 лет.
|
5 |
«Я и мой мир» Программа развития эмоционального мира детей |
36 занятий. |
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
|
развитие эмпатии; дифференцировка слухового восприятия; повышение самооценки; развитие умения чувствовать партнера; облегчение идентификации ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; |
5-7 лет, |
6 |
Цикл занятий «Мир эмоций» эмоционально-волевая сфера |
15 занятий, 20-30 мин., 3 блока, 5-8 детей, 1-2 раза в неделю.
|
Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
|
Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет:. |
Средний дошкольник |
7 |
«Психогимнастика в детском саду» Е. Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями» |
20 занятий, 30 минут, до 7 детей в группе. |
Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
|
тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам. формирование у детей моральных представлений. коррекция поведения с помощью ролевых игр. снятие эмоционального напряжения. |
4-7 лет, |
6. Выявленные проблемы из п. 3, 4,
5. Реальные и идеальные пути решения.
Положительными
моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции
психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и
арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые
навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие
самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и
поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила
много интересного материала, а также по проведению родительских собраний в ДОУ,
на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Размещаю свои
консультации на сайте детского сада.
Наряду
с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют
результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не
посещали детский сад из-за болезней и пропусков. Некоторые родители не
принимают активное участие в развитии и воспитании своего ребёнка, ссылаясь на
свою занятость.
7. Задачи на следующий ученый год и примерный план на следующий
учебный год.
Проанализировав результаты своей практической деятельности,
считаю, что в 2017- 2018 учебном году необходимо:
1. Содействовать личностному и
интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития
личности.
2. Создавать отношения в коллективе,
максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ.
3. Повышать уровень психологической
культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.