В последнее время мы слышим много
рассуждений об инклюзивном образовании. На сегодняшний день реализация
инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной
образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Казахстана.
Опыт,
который до сих пор осуществлялся в нашем детском саду, до недавнего времени мы
называли опытом интеграции. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли,
что они соответствуют нашим принципам. То, о чем мы говорили и что реализовывали в своей работе, в
организации детского сада в большей степени соответствует идеям инклюзивного
(включающего) образования.
Считаем необходимым еще раз вернуться к
понятию инклюзивного образования. Инклюзия –
(от франц. inclusif – включающий в себя), термин, используемый для описания
процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых учреждениях.
Наиболее полным, на наш взгляд, является
определение ученых московского института инклюзивного образования, которые
характеризуют инклюзивное образование как «такую организацию процесса обучения,
при которой все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены
в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях».
Построение образовательного процесса в
ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания модели
инклюзивной образовательной среды.
При принятии решения о разворачивании
инклюзивной практики в нашем образовательном учреждении мы взяли во внимание
учитывали следующее:
-
наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ, на
данный момент наш детский сад посещает 148 воспитанников, 5 из которых – дети с
ОВЗ, что составляет 3% от общего количества воспитанников;
-
наличие мотивации руководителя ДОУ;
-
психологическую готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство
с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и
согласие с ними;
-
наличие необходимых специалистов или договора с психолого-педагогическими и
медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с
ОВЗ;
-
наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;
-
возможность повышения квалификации педагогов.
Основной целью нашего образовательного учреждения в
процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для
совместного воспитания и образования детей с разными образовательными
потребностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание
педагогической деятельности.
На первом этапе:
-
был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации
предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым
работает наш ДОУ, затем согласовали с районным
Отделом образования соответствие наших условий реализации инклюзивных
целей;
-
далее руководитель, педагог-психолог и специалисты кабинета коррекции Жаркаинского
района провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и
проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и
текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по
организации инклюзивной практики в ДОУ;
-
на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами
(педагог-психолог, логопед кабинета коррекции) были разработаны адаптированные
образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с
ОВЗ в ДОУ;
-
провели анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ;
-
подписали договоры с родителями.
На втором этапе:
-
разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные
ценности и технологии их реализации;
-
скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ГОСО ДО и
особенности инклюзивного процесса;
-
позаботились о методическом обеспечении образовательного процесса;
-
так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации
педагогов и специалистов в области инклюзии, внедрение инклюзивного образования
в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило
через консультации, семинары, курсов повышения квалификации и переподготовки;
-
постарались, насколько это возможно в наших условиях, создать развивающую
предметно-пространственную среду (установили пандус, имеются широкие
двери, сигнальные знаки, для организации и проведения развивающих
мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического
материала. При подборе материала для детей
учитывались его размеры, контрастность цветов; для детей подбирали
выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
При
планировании работы использовались
наиболее доступные методы: наглядные, практические,
словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных
методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном
случае)Предметная
развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных
областей.Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает
образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает
гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку
свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все
компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию,
масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя
разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда
необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную
функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире,
становится средством передачи социального опыта. Организуя
предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши
педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания,
особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая
среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде
всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек,
места и времени игры;
-
разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в
которую вошли: методический совет ДОУ, психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк) ДОУ, родительский комитет (Модель профессиональной взаимосвязи всех
специалистов ДОУ в работе
с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
·
организует взаимодействие
педагогов;
·
разрабатывает
коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
·
проводит психопрофилактическую
и психодиагностическую работу с детьми;
·
организует специальную
коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
·
повышает уровень
психологической компетентности педагогов детского сада;
·
проводит консультативную
работу с родителями.
Учитель-логопед:
·
диагностирует уровень
импрессивной и экспрессивной речи;
·
составляет индивидуальные
планы развития;
·
проводит индивидуальные
занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их
автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые
занятия (формирование фонематических процессов);
·
консультирует педагогических
работников и родителей о применении логопедических методов и технологий
коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный
руководитель:
·
Осуществляет музыкальное
и эстетическое воспитание детей;
·
Учитывает психологическое,
речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
·
Использует на
занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор
по физической культуре:
·
Осуществляет укрепление
здоровья детей;
·
Совершенствует психомоторные
способности дошкольников.
Воспитатель:
·
проводит занятия
по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по
подгруппам и индивидуально. Организует совместную и
самостоятельную деятельность детей;
·
воспитывает культурно-гигиенические
навыки, развивает тонкую и общую моторику;
·
организует индивидуальную
работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
·
применяет здоровьесберегающих
технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
·
консультирует родителей
о формировании культурно-гигиенических навыков, об
индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский
персонал:
·
проводит лечебно-профилактические
и оздоровительные мероприятия;
·
осуществляет контроль
за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров,
за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм);
-
постарались выстроить партнерские отношения со всеми участниками
образовательного процесса;
-
создали сетевое взаимодействие с организациями-партнерами, а именно с кабинетом
коррекции Жаркаинского района.
Методический
совет создан
длярешения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор
по инклюзии, педагог-психолог,медсестра, музыкальный руководитель, инструктор
по физкультуре. Методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной
практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления
разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает
имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых
научно-практических материалов.
Координации
деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в
образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на
одного из специалистов ДОУ. В нашем детском саду координатором является
методист. Основная цель работы координатора – создание необходимых условий
совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной
реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его
социализации в группе ДОУ.
Также организована активная работа с
родителями, направленная на решение одной проблемы – объединить работу семьи и
педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной
работе педагогов и семьи будет положительный результат. Использовались следующие
формы работы:
Консультирование –
дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное,
чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
Дни
открытых дверей – родители
посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители
знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на
практике.
Проведение
совместных праздников, где родители могут видеть достижения
своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и
т.п.
Сотрудничество - общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные
участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
В нашем детском саду функционируют консультативный
пункт, реализующий инклюзивную практику.
Консультативный пункт на базе нашего ДОУ
работает с 2014 года с целью обеспечения единства и преемственности
семейного и общественного воспитания, поддержки всестороннего развития
личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении
детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ.
Основные задачи консультативного
пункта:
·
Оказание всесторонней помощи родителям детей 5-6 лет, не
посещающих дошкольное учреждение в обеспечении равных стартовых возможностей
при поступлении в школу;
·
Оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и
образования ребёнка;
·
Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
·
Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением,
реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими
организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей
Заседания
консультативного пункта проводятся в различных формах:
·
Круглый стол
·
Консультации
·
Практикумы
·
Педагогические гостиные
Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное
подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное
взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника,
педагога-психолога, методиста, медицинского работника. Согласно Положенияконсультативный
пункт работает всю неделю в утренние и
вечерние часы, согласно утверждённого плана.
Мы решили объединить родителей по интересам и консультации проводятся
подгруппами, индивидуально в зависимости от проблемы по двум направлениям:
«Подсолнушки» (темы, касающиеся детей раннего возраста)
«Дошколёнок» консультации проводятся как по графику в
соответствии с планом, так и в удобное для родителей время по мере
необходимости.
Результатом работы консультативного пункта можно считать
положительные отзывы родителей, благодарности, повышение уровня педагогической
культуры родителей.
За прошлый учебный год за помощью в Консультативный
пункт обратились 23 семьи, из них 2 семьи, имеющие детей с особыми
образовательными потребностями. С детьми с ОВЗ специалистами было
проведено полное обследование, разработаны индивидуальные маршруты развития,
родителям даны рекомендации по выполнению коррекционно-развивающих
заданий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры для развития
фонематического восприятия, игры и упражнения на развитие памяти
внимания, мышления, коммуникативных навыков).
У всех детей
общее недоразвитие речи 4 степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в
звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий
уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и
словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако
дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов,
антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети
с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто
пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее
сказанное.
Целью
логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной
нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого
необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения,
фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую
фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и
письма.
Педагогами нашего
ДОУ были созданы условия, необходимые для решения данного вопроса: повышение компетенции педагогов в данном
вопросе, готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной
развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с
детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов
группы, родителей.
За прошедший период у 2
человек поставлены все звуки (Данил З., Никита
Б.). У перечисленных выше детей звуки – в стадии автоматизации. У остальных
детей звуки речи — в стадии постановки (Ибрагим М., Тимофей Г,).
У всех детей,
пополнился и обогатился словарь. Проводилась работа по развитию речеслухового
внимания, фонематических процессов. Все дети, выделяют заданный гласный звук из
ряда звуков, различают слова – паронимы. Фонематические процессы требуют
дальнейшей коррекции у всех детей.
У всех детей, улучшилась фразовая речь. На занятиях все дети стараются
отвечать полными предложениями. Все могут составить предложение из 2-3 слов. данные дети могут составить рассказ – описание из 2-3
предложений; повторяют рассказ из 2-3 предложений 1ребенок (Ибрагим)..
Проводилась работа по развитию коммуникативных умений и навыков. Дети
научились соблюдать «дистанцию общения», обращаться к взрослому на «вы», по
имени и отчеству; общаться между собой, с взрослыми; задавать вопросы;
поддерживать беседу.
Проводилась работа по развитию психических процессов. У всех детей улучшились
память, внимание. Дети стали более усидчивые, любят заниматься и выполнять
домашние задания.
Все дети переведены в следующую возрастную группу.
После завершения дошкольного образования
детьми с ОВЗ мы продолжаем отслеживать их развитие. В рамках преемственности
дошкольного учреждения с общеобразовательной школой педагог-психолог передает
учителю карты развития детей с ОВЗ, где отражены индивидуальные особенности и
динамика развития. Педагоги нашего учреждения принимают активное участие
в заседании круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному
обучению, ПМПк и в других мероприятиях, где задействованы эти дети.